Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 149
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА.

Перестройка школы, осуществляемая в нашей стране, ставит перед многочисленной армией учителей ответственную задачу совершенствования всей учебно-воспитательной работы, обеспечения высокого уровня усвоения знаний и развития активного, самостоятельного, творческого мышления учащихся.

     Для решения этой задачи учителю необходимо не только знание основ теории педагогической науки и методики преподавания своего учебного предмета, основ физиологии детей разного возраста, но и определённый уровень психологических знаний. Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей, психологических закономерностей формирования личности ребёнка, закономерностей обучения и умственного развития учащихся – мощное оружие в руках учителя в процессе психолого-педагогического воспитания и обучения подрастающего поколения.

     Каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, эмоциональной жизни, воли, характера, поведения; каждый требует индивидуального подхода. Поэтому учитель должен быть в какой-то мере психологом, уметь разобраться в яркой индивидуальности  детей, правильно «проектировать» их личность, учитывать их индивидуальные особенности при организации учебно-воспитательной работы.

     Нам, педагогам, в современных условиях нельзя  трактовать обучение только как  формирование  у  учащихся определённой системы знаний, умений и навыков. Перед нами ставится задача организовать обучение таким образом, чтобы оно максимально обеспечивало умственное развитие школьников. Поэтому речь идёт не просто об обучении, а о развивающем  обучении.  О таком обучении, которое  связанно с интенсивным умственным развитием, с формированием способности к самообучению, самообразованию, самореализации.

      Нельзя забывать, что педагог, воспитатель, классный руководитель  имеют дело не просто со школьником определённого возраста, а с конкретным учеником, индивидуальностью. Поэтому им необходимо знать индивидуальные особенности детей одного возраста, их своеобразие. Каждый возраст имеет свои характерные особенности, свои трудности, требует специфического к себе подхода. Условием индивидуального подхода в обучении и воспитании является глубокое и всестороннее знание психических особенностей ученика, что предполагает умение проникать в его духовный мир, психологически правильно строить наблюдение, организовывать учебный процесс.

      Важную  роль   в этом плане имеет школьный педагог-психолог, который проводит вместе с учителями-предметниками и классными руководителями диагностики умственного развития. Наряду с этим он уделяют большое внимание и психологическим проблемам предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества; вместе с учителями находит наиболее эффективные методы обучения детей с замедленным темпом развития, с пониженной восприимчивостью к обучению.

      Школьный педагог-психолог,  применяя  методы  беседы и  анкетирования и анализируя продукты  творческой  деятельности  учащихся, помогает  учителям-предметникам находить  «общий язык»  с учениками;    помогает в разрешении конфликтных ситуаций между учеником и учителем, учеником и учеником.

     Педагоги нашего образовательного учреждения при реализации учебных программ проводят психологическое изучение школьников. Целью этого изучения является выявления не только того, что надо искоренить, исправить, изменить. Они стараются в каждом ребёнке выявить лучшие стороны его личности; ищут то хорошее, положительное, на что можно опереться при его обучении и воспитании. Свои наблюдения и изучения учителя и воспитатели проводят в то время, когда учащиеся заняты конкретной формой деятельности. К таким формам прежде всего относятся учебная и трудовая деятельность ребёнка в школе, внеклассная и общественная деятельность.             

     Учебная и трудовая деятельность формирует и раскрывает личность учащихся. При этом выявляется целеустремлённость, самостоятельность, настойчивость, самокритичность, инициативность, бережливость, трудолюбие каждого ребёнка. По тому, как  трудится ученик, можно собрать ценный материал для познания личности.

      Внеклассная и общественная деятельность учащихся (занятия в кружках, спортивных секциях; культпоходы, выступление на семинарах и  предметных конференциях и т.д.) даёт нам, педагогам, возможность выявить отношение школьников  к коллективу: насколько они осознают свою ответственность перед  коллективом,  как  у них развито чувство товарищества и  взаимопомощи. Наблюдая за поведением учеников во время проведения внеклассных и внешкольных мероприятий, учителя стараются выявить их индивидуальные  особенности, такие  как: тактичность и вежливость, грубость и резкость по отношению к одноклассникам или старшим; как ученики реагируют на поощрения, замечания, наказания. Наблюдения за внешним обликом школьника (одежда, причёска, жесты, мимика и т.д.) помогают педагогу увидеть наличие у ребёнка  таких черт  характера, как  простота,  скромность, застенчивость, тщеславие и т.д.

     Но не надо забывать и о том, что не только мы, педагоги, наблюдаем за нашими учениками, но и наши ученики наблюдают за нами. Для того чтобы формировалась положительная направленность личности, чтобы школьник хотел правильно поступать и поступал правильно  во всех ситуациях и обстоятельствах, необходимо, чтобы он знал, как надо  поступать, видел, что так поступают уважаемые им люди.

      Учителя  и  воспитатели  иногда  недооценивают влияние своего личного примера  в  учебно-воспитательной работе.  А между тем то, что они делают, как они ведут себя, имеет не меньшее значение, чем то, что они говорят, чему учат. Особенно  вредны для педагогов случаи, когда  их поведение  противоречит их словам. Если школьник наблюдает это неоднократно, да ещё у разных  учителей, то у него будет воспитываться лицемерие.  Ученик может прийти к выводу, что дела человека могут не соответствовать его словам, что говорить можно одно, а в жизни поступать противоположным образом. Так взрослые, сами того не желая, снижают свой авторитет.

      Исследования показывают, что формирование черт, свойств личности, в которых реализуются убеждения подростка, напрямую зависят от правильного психолого-педагогического сопровождения учебного процесса.

Категория: Мои статьи | Добавил: Симона (15.03.2014) | Автор: Горбаткова Татьяна Владимировна E W
Просмотров: 985 | Теги: психология обучения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
в сети
Облако тегов
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz